В настоящее время сеть Интернет и компьютерные технологии стремительно проникают во все сферы жизнедеятельности человека. С одной стороны, это открывает перед обществом ряд перспектив, с другой — влечет появление новых рисков и угроз.

Бурное развитие телекоммуникационных технологий, развитие дистанционных способов совершения преступлений, при которых отсутствует прямой контакт между злоумышленниками и их жертвами, вызванный распространением коронавирусной инфекции Covid-19, переход многих сфер общественных отношений в интернет-пространство, а также недостаточно высокий уровень цифровой безопасности граждан способствуют совершению  киберпреступлений.
Вопросы цифровой трансформации преступности сегодня являются одними из наиболее злободневных. И от того, насколько эффективно удастся противостоять этому вызову, зависит не только защищенность прав и интересов граждан, но и информационная безопасность общества и государства. При этом универсальных подходов, позволяющих эффективно противодействовать высокотехнологичным преступлениям, не выработано ни одним государством мира.


В настоящее время наблюдается некоторая стабилизация криминогенной обстановки в республике. Так, с начала 2021 года зарегистрировано на 17,6% меньше преступлений, чем в аналогичный период прошлого года, при этом на на территории Несвижского района совершено 41 преступление, из которых раскрыто 4, по 5 преступлениям установлены предположительные подозреваемые.


Уровень компьютерной грамотности граждан недостаточно высок и существенно отстает от скорости внедрения тех или иных компьютерных систем в повседневную жизнь. К тому же многие белорусы недостаточно ответственно относятся к защите и безопасности собственной информации и личных данных.


В целях реализации Комплексного плана мероприятий, направленных на принятие эффективных мер по противодействию киберпреступлениям, профилактике их совершения, повышению цифровой грамотности населения на 2021 — 2022 годы, на территории Республики Беларусь проводится в период с 22 ноября по 2 декабря 2021 года профилактическая акция «Декада кибербезопасности», направленная на совершенствование работы по профилактике киберпреступлений и снижению их числа, повышение уровня цифровой грамотности населения. В рамках акции реализуется комплекс мероприятий по информированию граждан о современных видах киберпреступлений и мерах по противодействию им. Для эффективного противодействия киберпреступности необходимо знать и изучать механизмы их совершения и противодействия злоумышленникам. Одним из самых распространенных киберпреступлений остается хищение денежных средств при помощи модификации компьютерной информации. Причем в большинстве случаев эти преступления становятся возможны из-за беспечности самих потерпевших, предоставивших реквизиты доступа к своим банковским счетам.
Преступники завладевают реквизитами, необходимыми для осуществления преступных транзакций, посредством следующих основных способов:


«ЗВОНОК ИЗ БАНКА» Вишинг (англ, vishing, от voice phishing) — один из методов мошенничества с использованием социальной инженерии, который заключается в выведении злоумышленников жертвы на желаемую модель поведения с целью завладения конфиденциальной информации для последующего хищения средств.
Как правило, для совершения звонка преступники используют один из распространенных мессенджеров, используя функцию подмены номера. Как следствие, у потерпевшего на экране мобильного телефона может отображаться совершенно любой номер телефона, заданный злоумышленником. Также преступники маскируются под логотипом узнаваемых белорусских банков, вводя в заблуждение потенциальных жертв.
От имени банковского сотрудника или представителя правоохранительных органов злоумышленники сообщают жертве, что необходимо осуществить какие-либо действия с банковской платежной картой, так как кто-то либо пытается похитить с нее денежные средства, либо оформляет кредит, либо производит подозрительную оплату. Завладев реквизитами банковской платежной карты, преступники осуществляют хищение денежных средств с банковского счета потерпевшего.
В последнее время наиболее актуальная схема — побуждение жертвы открыть кредит. Злоумышленники сообщают жертве о том, что якобы кто-то посторонний пытается открыть кредит на ее имя, и для его деактивации необходимо самостоятельно обратиться в банк и открыть кредит, переслав впоследствии реквизиты счета.

Операция «вишинг», или как распознать телефонного афериста


«ФИШИНГ»
Фишинг (от англ, fishing — рыбная ловля, выуживание) — один из видов мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей (логинам и паролям) и последующего хищения денежных средств.
Наиболее часто данная преступная схема реализовывает в отношении клиентов торговых интернет-площадок. Выступая в роли покупателя, злоумышленник находит продавца товара и вступает с ним в переписку в мессенджерах («Viber», «Telegram», «WhatsApp»). Он сообщает, что товар его заинтересовал и уже якобы совершил предоплату (зачастую высылается скриншот электронного чека о перечислении средств). Для того, чтобы получить данные средства, продавцу якобы необходимо пройти по гиперссылке и ввести данные.
Невнимательный интернет-пользователь может и не заметить подмены, так как подобные страницы визуально схожи с оформлением сайтов известных сервисов (Куфар, ЕРИП, CDEK, Белпочта, сайты различных банков и др.). Адрес поддельной веб-страницы также может напоминать реальный (kufar- dostavka.by, erip-online.com, belarusbank24.xyz, cdek-zakaz.info и др.).
Если жертва «попадется на удочку» и заполнит форму, соответствующие реквизиты доступа к банковскому счету окажутся у преступника. Через считанные минуты злоумышленник осуществляет доступ к банковскому счету и переводит денежные средства на контролируемые им банковские счета или электронные кошельки, зарегистрированные на подставных лиц.
В последнее время участились случаи создания фишинговых сайтов, ориентированных под запросы пользователей в поисковых системах. Граждане попадают на них прямо из Google и Yandex после запросов типа «Беларусбанк личный кабинет», «Белагропромбанк интернет банкинг» и т.д. Увидев знакомый заголовок и логотип сайта в выдаче результатов поиска и не удостоверившись в соответствии адреса сайта действительному доменному имени банковского учреждения, потерпевший заполняет открывшуюся форму авторизации. В результате введенные данные отправляются преступнику, а не банку.
Также приобрела популярность мошенническая схема, связанная с проведением якобы «рекламных акций» от имени известных в Беларуси торговых брэндов. После прохождения опроса на поддельном сайте (практически не отличимом от оригинального) пользователю для получения выигрыша предлагалось скачать и установить мобильное приложение, привязав к нему бонусную и банковскую карту. Если жертва выполняла это условие — мошенники получали реквизиты для хищения денежных средств.

На фоне пандемии COVID-19 выросла активность телефонных мошенников и  кибер-преcтупников в Интернете | Банковские карты и услуги | Яндекс Дзен


«СВОБОДНЫЙ ДОСТУП К БАНКОВСКОЙ КАРТЕ» В ряде случаев причиной хищений с банковских счетов становятся не хитрые схемы мошенников, а банальная утеря карты, оставление ее в легкодоступном месте или передача иным лицам для осуществления разовых платежей. Разновидностью подобного легкомыслия является хранение фотоизображений банковских карт или платежных реквизитов в памяти мобильного телефона, в почтовом аккаунте или дистанционном облачном хранилище. При несанкционированном доступе к такому хранилищу преступник получает беспрепятственный доступ к банковскому счету его владельца.
Риск остаться без заработанных денежных средств также увеличивает хранение PIN-кода рядом с картой (например, записанным на бумажке в кошельке или на самой банковской карте).

Как мошенники обманывают онлайн-покупателей и продавцов


«ПОКУПКА С ПРЕДОПЛАТОЙ» Наиболее простой, но от этого не менее работающей формой интернет-мошенничества, является размещение преступниками объявлений о продаже каких-либо товаров по бросовым ценам. Но для его получения (якобы посредством почтовой пересылки или службы доставки) требуется перечисление предоплаты или задатка на указанные «продавцом» банковскую карту, электронный кошелек. Обычно после перечисления ожидаемый товар так и не поступает, а «продавец» перестает выходить на связь.

Телефонные мошенники начали шантажировать "троллящих" их россиян |  03.08.2021 | РЕН ТВ


«ШАНТАЖ» В некоторых случаях злоумышленники могут угрожать разглашением различных компрометирующих сведений с целью вымогательства.Социальные сети — это кладезь персональной информации о человеке. Получив несанкционированный доступ к страницам в социальных сетях, переписке электронных почтовых ящиков и облачным аккаунтам и завладев изображениями, не предназначенными для публичного просмотра, преступники вступают в переписку с потерпевшими, требуя разные денежные суммы и угрожая в случае отказа распространить их в сети Интернет.

Мошенники в сети: как уберечь детей от киберпреступников | Аналитический  Интернет-портал

«ОНЛАЙН-ИГРЫ» Индустрия производства игр для персональных компьютеров и мобильных гаджетов давно стало высокодоходным бизнесом. Не удивительно, что повышенным вниманием она пользуется и у мошенников. Ценность тут представляют и аккаунты пользователей, к которым нередко привязаны реквизиты банковских платежных карт для покупки игровых преимуществ, и коллекционные предметы, которые игроки также нередко приобретают за реальные деньги.  Как же правильно противодействовать киберпреступнику, обеспечить финансовую безопасность свою и своих близких? Ответ одновременно сложен и прост – цифровая гигиена, которая основывается на элементарных правилах поведения во всемирной паутине Интернет и в жизни. И так, остановимся на основных правилах цифровой и финансовой гигиены.  Никогда, никому и ни при каких обстоятельствах не сообщайте реквизиты своих банковских счетов и банковских карт, в том числе лицам, представившимся сотрудниками банка или правоохранительных органов.
Также не следует сообщать в телефонных разговорах и при общении в соцсетях полный номер карточки, срок ее действия, код CVC/CVV (находящиеся на обратной стороне карты), логин и пароль к интернет-банкингу, паспортные данные, кодовое слово (цифровой код) из SMS-сообщений.
В случае поступления звонка «от сотрудника банка» необходимо уточнить его фамилию, номер телефона, после чего завершить разговор и самим позвонить в банк или в круглосуточную службу сервиса, номер которой написан на оборотной стороне платежной карты. Сообщите о случившемся. Скорее всего, никаких несанкционированных операций не было, и никто из банка не звонил.
В том случае, если с использованием Вашего счета и правда кто-то будет пытаться совершить несанкционированные операции и банк это заметит, то его сотрудники сперва инициативно заблокируют банковскую платежную карту, затем сообщат Вам причину принятого решения (ничего не уточняя) и пригласят посетить банк с паспортом для получения наличных денежных средств и написания заявления на перевыпуск карты.
Учтите: сотрудники банков никогда не используют для связи с клиентами мессенджеры («Viber», «Telegram», «WhatsApp»).
В настоящее время просто необходимо наличие второй банковской платежной карты, не привязанной к основному банковскому счету (например, зарплатному).
Этой картой рассчитывайтесь в сети Интернет, заранее пополняя ее на необходимую сумму. В таком случае Вы сможете обезопасить свой основной банковский счет.
Многие банки предлагают своим клиентам услугу выпуска «виртуальной карты». Процесс ее открытия не требует посещения клиентом банка и представляет собой достаточно быстрый процесс. В итоге Вы станете обладателем электронного аналога банковской карты, посредством которой сможете рассчитываться за услуги в сети Интернет без риска скомпрометировать основной банковский счет. Просто перед оплатой пополните ее необходимой суммой с основной карты — и никаких проблем!
Ни в коем случае не предоставляйте доступ к мобильному устройству посторонним лицам!
Никогда не устанавливайте по просьбам незнакомых лиц программы удаленного доступа, такие, например, как «AnyDesk», «TeamViewer» и др. Не сообщайте незнакомым лицам сеансовые коды! Через эти приложения мошенники могут получить доступ к мобильному приложению интернет- банкинга на Вашем устройстве и совершить хищение денежных средств.
Каждый владелец банковских платежных карт может настроить собственный алгоритм безопасности при их использовании.
Для обеспечения сохранности денежных средств, размещенных на банковских счетах, каждый держатель карточки посредством систем дистанционного банковского обслуживания может установить индивидуальные ограничения (лимиты/запреты).Среди основных — следующие:подключение технологии 3D-Secure (обязательное подтверждение операций, совершаемых держателями карточек с применением их реквизитов в сети Интернет);установление банком-эмитентом ограничение на проведение расходных операций (максимальная сумма и количество операций в определенный период времени);возможность самостоятельно устанавливать ограничения (на проведение операций в сети Интернет, на совершение операций в конкретной стране, на совершение отдельных видов операций).
Для доступа к системам дистанционного банковского обслуживания и личным аккаунтам  необходимо использовать сложные пароли,исключающие возможность их подбора.
Рекомендуется составлять комбинации паролей не менее чем из 12 знаков (цифры, буквы и символы в разном регистре). Создавайте уникальные пароли для каждого сервиса в  отдельности. Стоит воздержаться от паролей, составленных из дат рождения, имен, фамилий — то есть тех, которые легко вычислить из общедоступных источников информации (например, тех же социальных сетей). Также следует регулярно менять пароли, чем чаще — тем лучше. Пользуйтесь только проверенным менеджерам паролей!
При поступлении в социальных сетях сообщений от лиц, состоящих в категории «друзья», с просьбами о предоставлении реквизитов банковских платежных карточек —  не следует сразу же отвечать на подобные сообщения!
Нередко такие просьбы рассылаются от имени друзей преступниками, взломавшими аккаунт в  социальной сети и получившими доступ к конфиденциальной переписке. Поэтому сначала необходимо связаться с этим человеком (по телефону, лично встретиться) и уточнить, действительно ли он нуждается в помощи.
В целях защиты устройств необходимо использовать лицензионное программное обеспечение, регулярно обновлять программное обеспечение и операционную систем.
Установить антивирусную программу следует не только на персональный компьютер, но и на смартфон, планшет и регулярно обновлять ее.
Немаловажное значение имеет доведение этих правил до нашего старшего поколения, для большинства из них определенные термины, понятия, правила безопасного поведения в киберпространстве сложны и тяжелы для восприятия. Обязательно расскажите об этих основных правилах «цифровой гигиены» своим родственникам, близким, знакомым и друзьям, ведь в силу возраста или недостаточного уровня финансовой грамотности они могут быть особенно уязвимы для действий киберпреступников!
Только Ваша бдительность, а также внимательное отношение к своим учетным и персональным данным поможет защитить Вас от злоумышленников.

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *