С середины апреля 2019 года инвалиды и многодетные семьи стали интересовать «перекупов», поскольку появился указ №140, который предусматривает возмещение из республиканского бюджета 50% таможенных пошлин, налогов при ввозе на территорию Беларуси одного легкового автомобиля в течение года.

Право на льготы при ввозе авто получили инвалиды I либо II групп, а также многодетные семьи. «Льготников», которые могли бы «повесить» за некоторую сумму на себя авто, ищут среди знакомых и в интернете.И же тут на поверхности лежит вопрос: не возникнут ли у инвалида, получающего небольшое пособие и купившего автомобиль за 20 тысяч долларов, проблемы с налоговой инспекцией?

ABW.BY связались с начальником главного управления развития налоговых органов Сергеем Шкутом: «Что касается различных схем ухода от уплаты таможенных пошлин, то этим первоначально должны заниматься другие органы, а не налоговая инспекция. Если подобная информация к нам придет, то вы прекрасно знаете, что есть система декларирования доходов. Если получен доход от какой-то деятельности, он подлежит налогообложению. Что касается покупки дорогостоящих автомобилей, то есть закон о декларировании, в нем все прописано. Расходы с доходами у каждого гражданина должны соотноситься. Если они не соотносятся, если есть превышение расходов над доходами, то таким фактом налоговые органы заинтересуются, это однозначно. Последствия прописаны в Административном кодексе». 

В интервью со специалистами Министерства по налогам и сборам РБ  подробно разбирали все нюансы взаимоотношений с налоговыми органами при покупке авто. Вот некоторые из них.

Налоговые органы вправе требовать у физического лица представления декларации о доходах и имуществе (статья 2 Закона Республики Беларусь от 04.01.2003 №174-З «О декларировании физическими лицами доходов и имущества» (далее — Закон №174-З)) путем направления ему требования о представлении декларации о доходах и имуществе. Стоит отметить, что такие требования направляются не всем подряд гражданам, осуществившим расходы на приобретение автомобиля.

Изначально налоговым органом проводится анализ имеющихся сведений о гражданах, в случае выявления требующих проверки фактов превышения расходов физического лица над доходами, а также возможного уклонения от уплаты подоходного налога, в адрес физического лица налоговым органом направляется письменное требование о представлении декларации.

Для подтверждения понесенных расходов налоговый орган рекомендует физическим лицам выбирать работу с официальной заработной платой, так как деньги, полученные «в конверте», не будут иметь отношения к материалам дела, и методично собирать все документы, которые впоследствии смогут стать подтверждением легального происхождения средств, потраченных на приобретение, к примеру, транспортного средства.

Согласно части 4 статьи 12 Закона №174-З декларация о доходах и имуществе может быть истребована за полный календарный год или несколько полных календарных лет, но не более чем за 10 полных календарных лет, предшествующих году, в котором направлено письменное требование о представлении декларации.

Сопоставление сумм расходов и доходов физического лица, представившего декларацию, проводится на основании сведений, указанных этим лицом в декларации, и информации, имеющейся в налоговом органе (часть 5 статьи 15 Закона №174-З). Для этого налоговым органом составляется расчет расходов и доходов, в который включаются данные обо всех полученных физическим лицом доходах и произведенных им расходах в течение проверяемого периода.

Если налоговым органом будет установлено, что расходы физического лица превышают его доходы, указанные в декларации, либо факт получения дохода не подтверждается, то этот налоговый орган в течение 5 рабочих дней с даты составления расчета направляет физическому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках доходов с приложением копий расчетов. Пояснения в письменной форме должны быть представлены физическим лицом в налоговый орган в течение 30 календарных дней со дня вручения письменного требования (пункт 23 Инструкции №103).

Если физическим лицом не представлены пояснения об источниках доходов или представленные пояснения не позволяют установить источник доходов, доходы физического лица, исчисленные исходя из сумм превышения расходов над доходами, подлежат налогообложению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь (часть 7 статьи 12 Закона №174-З).

Налоговая база подоходного налога по таким доходам определяется как денежное выражение суммы такого превышения. Ставка подоходного налога в отношении доходов, исчисленных налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами физических лиц, составляет 16 процентов (подпункт 4.2 пункта 4 статьи 173 НК).

Соответственно, если автомобиль куплен за 20 тысяч долларов и у покупателя не получится доказать, что расходы с доходами у него совпадают, то с него могут истребовать 16% этой суммы. А это — на минуточку! — 3200 долларов. Спросить могут и через 10 лет. 

В СМИ не раз описывались случаи, когда дорогостоящие покупки становились объектами пристального внимания со стороны налоговых органов. Так,  рассказывали историю девушки: после покупки квартиры в налоговой посчитали, что расходы ее семьи превысили доходы на более чем $40.000.

Из анонимных источников нам стало известно, что в налоговых органах заинтересовались проблемой: «Да, об этом говорилось на совещании. Указ создает поле для коррупции и ухода от налогов. Высказывались идеи о том, что необходимо проводить проверки по спискам таможенников. Как это будет реализовано, пока не понятно, никто не знает. Это списки какие-то нужно составлять… В общем, пока ничего не известно. Но факт в том, что в государственных органах задумались над этим вопросом».

Наше дело — предупредить: покупка дорогостоящей машины при отсутствии официально заработанных на нее денег действительно может вызвать интерес со стороны налоговых органов. 

Юрий ГЛАДЧУК
ABW.BY

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *