Сегодня наш рассказ об УЧИТЕЛЕ, ставшим главным в судьбе сотен послевоенных мальчишек и девчонок. Большинство из них тоже стали впоследствии учителями и всю жизнь с благодарностью вспоминали Артемия Петровича Савченко – первого директора Несвижского педагогического училища.
20 октября 2021 года исполняется 135 лет со дня рождения этого удивительного человека.
Артемий Петрович Савченко родился 20.10.1886 года на Могилевщине, в деревне Барсуковцы Пропойской волости Быховского уезда (теперь Славгородского района Могилевской области) в бедной крестьянской семье. Смышленый крестьянский парнишка с детства тянулся к наукам. Но возможность учиться у него появилась только в 13 лет. В 1900 году он закончил Гайшинскую начальную школу, а в 1904 году — Выдрянское двухклассное народное училище и сдал экстерном экзамены на звание учителя народной школы. Так в 18 лет Артемий Савченко выбрал свою профессиональную дорогу, по которой пройдет путь длиною в 45 лет.
Молодой учитель начал свою педагогическую деятельность в 1905 году в Ржавской школе грамоты, где учил таких же, как сам, крестьянских детишек. С 1906 года он проработал четырнадцать лет сначала учителем, а потом заведующим Борудо-Будской начальной школы Рогачевского уезда Меркуловичской волости (ныне Кормянский район Гомельской области).
Только с приходом советской власти у А.П.Савченко появилась возможность учиться дальше. И хотя он был далеко не юношей, а уже зрелым и семейным человеком, растившим двоих детей, Артемий Петрович не смог изменить своей мечте. В 34 года он поступил в Могилевский институт народного образования, который готовил широкий профиль специалистов. Но в 1923 г. институт закрыли, и Артемий Петрович продолжил учебу на дневном отделении педагогического факультета Белорусского государственного университета в Минске.
В выпускном свидетельстве А.П.Савченко значится: “Савченко Артемий Петрович к 12 июля 1926 года выполнил все требования учебного плана естественного отделения по белорусской секции педагогического факультета и получил зачеты как теоретических знаний, так и практических занятий”. Далее перечисляются учебные дисциплины, позволяющие определить основной профиль полученного Артемием Петровичем высшего образования как химико-биологический. Имя Артемия Петровича Савченко числится в списках выпускников 1926 г. биологического факультета БГУ.
После окончания университета Артемий Петрович вместе с семьей уезжает на работу в Горбацевичскую семилетнюю школу Бобруйского района Могилевской области, которая с 1935 года стала средней.
В истории Горбацевичской школы можно прочесть следующие строки: “Школьники уважали хорошо эрудированного учителя химии Савченко А.П. … Первый выпуск 10 класса состоялся в 1937 году. Это стало огромным событием в жизни маленькой школы. К 1940 году школа стала образцовой благодаря усилиям учительского коллектива и учащихся. Много сил и энергии вложили в развитие народного образования в д.Горбацевичи Крайко А.А., Савченко А.М., Савченко М.П., Богатырева А.Б., Вихнин З.Д. и др.”
В 1938 году за самоотверженный труд и высокие педагогические достижения Артемий Петрович был награжден орденом «Знак Почета», который он получал в Москве. В следующем году учитель-орденоносец был назначен сначала директором Горбацевичской школы, а затем переведен директором в Коминтерновскую среднюю школу Могилевского района.
В 1939 году, после воссоединения западной и восточной части Белоруссии, опытный и заслуженный педагог был направлен на новый сложный участок работы и возглавил Барановичский областной отдел народного образования. На этой должности Артемий Петрович работал до первых дней Великой Отечественной войны.
В 1941 году экзамен на патриотизм и гражданственность ученики Артемия Петровича сдавали уже на фронте и в тылу врага. Они выдержали его с честью. Комсомольцы Горбацевичской школы создали подпольную молодежную
организацию, которую возглавил Сергей Клемешонок, а выпускник школы Иосиф Лемешонок стал секретарем Бобруйского подпольного райкома партии. Два выпускника Коминтерновской школы Соломонников И.М и Юрченко Е.А. были удостоены в годы войны звания Героя Советского Союза. Ушли на фронт и родные дети Артемия Петровича — Аркадий и Нина.
Сам Артемий Петрович призыву в армию не подлежал, потому что на начало войны ему было уже 55 лет. Но его опыт педагога и организатора образования нужен был в тылу. 24 июня 1941 года Савченко А.П. вместе с сослуживцами был эвакуирован в Сталинградскую область, где возглавил Голубинскую среднюю школу Калачевского района.
Еще в 1940 году в Барановичах А.П.Савченко стал членом коммунистической партии. 25 января 1942 года его отозвали в Москву в ЦК КП(б)Б для работы в центральном аппарате СНК БССР. Потом было назначение директором зооветеринарного техникума в г.п.Некрасово Ярославской области (1.10.1942-15.09.1943). В сентябре 1943 года Артемий Петрович вновь отозван в Москву и зачислен в оперативный отряд Могилевского обкома КП(б)Б, который находился в распоряжении командования Брянского фронта. Начиналось освобождение территории БССР, по всей стране собирались лучшие кадры для восстановления мирной жизни в республике.
После освобождения восточных районов БССР в октябре 1943 года А.П.Савченко был назначен заведующим Могилевского областного отдела образования, а когда 8 июля 1944 года советские войска освободили г.Барановичи, Артемий Петрович вернулся на свою довоенную должность заведующего Барановичским облоно и одновременно работал начальником школьного отдела обкома партии.
Еще шла война, а в освобожденной Белоруссии 1 сентября начался новый учебный год. Разрушенная войной система образования восстанавливалась не просто. Катастрофически не хватало учителей, пригодных для школ зданий, учебных принадлежностей… В целях обеспечения учительскими кадрами школ Барановичской области постановлением Барановичского обкома компартии Белоруссии и облисполкома от 24 сентября 1944 года было решено открыть педагогическое училище в городе Несвиже. Директором училища назначен А.П.Савченко.С октября 1944 года и до конца жизни биография Артемия Петровича была связана с г.Несвижем. Вместе с ним приехали в Несвиж преподаватель математики и временно исполняющий обязанности завуча Евгений Николаевич Воронков и преподаватель истории Казимир Иосифович Погоцкий.И.В.Погоцкий позднее вспоминал: “Когда мы прибыли в Несвиж и явились в райком партии, доложили, кто мы и чем будем заниматься в Несвиже, заведующий Несвижского районо Комард Владимирович Данилович сказал буквально следующее: «Пришли два чудака, один старый, а другой молодой». В здании белорусской средней школы нам дали маленькую комнату под канцелярию. Прошло шесть дней, а у нас зарегистрировалось всего шесть человек. Мы заволновались. Решили, что надо идти по районам, агитировать ребят поступать в педучилище”.
Этот “поход по районам” три энтузиаста-педагога осуществляли пешком в течение месяца, но цели своей добились. Уже в ноябре в училище на разные курсы было зачислено 227 человек. К 12 ноября набор и размещение учащихся в четырех домах на окраине города по ул.Ленинской,84 были закончены. Через день ребята приступили к занятиям в две смены.
Так началась история Несвижского педагогического училища, которая продолжается и сегодня. Все начинается с учителя…
На должности директора Несвижского педучилища А.П.Савченко проработал 6 лет. Казалось бы, недолгий срок, но сколько он успел сделать!
Был создан удивительный коллектив талантливых педагогов-мастеров, добротная материальная база, сформировались прочные традиции педагогического училища, родились славные коллективы художественного творчества, было инициировано присвоение педучилищу имени Якуба Коласа… А главное – подготовлено несколько сотен выпускников, преданных своей Родине и профессии. Все начинается с учителя…
Преподаватели Несвижского училища 1945 год
Некоторые воспоминания бывших учеников училища об Артемии Петровиче можно рассказывать как притчи.
Вот что пишет в своей книге “Душа живет в Казахстане” один из выпускников 1952 года, кандидат технических наук, профессор, член-корреспондент НАН Республики Казахстан, Павел Александрович Атрушкевич:
“Для меня личность директора стала определяющей во всей моей дальнейшей судьбе. Вступительные экзамены сдавали по математике и русскому языку. Математику, конечно, я сдал успешно, а русский диктант написал с ошибками. Вызвал меня директор педучилища и говорит:
— Ты ж не знаешь русского языка, как ты будешь учиться?
— Откуда я могу его знать, если все учителя в школе говорили только по-белорусски?
Директор спросил, знаю ли я белорусский язык? Я ответил утвердительно. Тогда Артем Петрович взял со стола газету “Звязда”, дал мне листок бумаги и стал диктовать по-белорусски. Прочитав мой диктант, он заметил, что я не сделал ни одной ошибки. На моих глазах он взял мой русский
диктант, зачеркнул “2”, написал “3” и расписался. Потом сказал: “Смотри, не подведи моё решение”. За многие годы работы преподавателем, а затем профессором в высших учебных заведениях, я часто вспоминал этот случай и совершал, возможно, такие же поступки при оценке моих студентов. И никогда мой жест доброты и поддержки не был ошибочным…”
Можно и дальше вспоминать реальные истории, ставшие примером доброты, помощи и любви к человеку, которые рассказали нам бывшие ученики Артемия Петровича, ставшие впоследствии заслуженными учителями, отличниками образования, просто хорошими педагогами и отличными людьми. Все начинается с учителя…
За самоотверженный труд и верность педагогической профессии Артемий Петрович Савченко был удостоен высоких правительственных наград: ордена “Знак почета” (1938), медали “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945”. Ему присвоено звание “Отличник народного просвещения” (1946) и высокое звание “Заслуженый учитель школ БССР”. А.П.Савченко был избран депутатом Верховного Совета БССР первого созыва.
Савченко А.П. (слева). Москва, 1938 год. Награждение орденом Знак почета
С Артемия Петровича началась и в его семье педагогическая династия, которая насчитывает сегодня уже четыре поколения наставников.
Дочь, Нина Артемовна Савченко, вернувшись с фронта, с 1946 года начала работать вместе с отцом в педагогическом училище. Преподавала рисование, затем белорусский язык и литературу, организовала театральный кружок. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методист, учитель, преподаватель, руководитель Театра моды, кукольного и драматического театрального коллектива…Это далеко не полный перечень должностей, на которых работала Нина Артемовна за свою долгую педагогическую жизнь. Отличник народного просвещения БССР, на заслуженный отдых она ушла только в 82 года, но и после этого продолжала интересоваться судьбами своих учеников, заниматься творчеством, воспитывать внуков и правнуков.
Дочь Нины Артемовны, Мария Владимировна Кабаева, тоже стала педагогом, старшим преподавателем архитектурного факультета Гомельского государственного университета.
Четвертое поколение педагогической династии Савченко открыла Майя Александровна Вербило (Макеева), которая сначала закончила Несвижский педагогический колледж, в котором работали её прадед и бабушка, а затем Барановичский государственный университет.
Все начинается с учителя…
Умер Артемий Петрович Савченко 19 марта 1950 года и был похоронен на старом кладбище в Несвиже. Проститься с ним пришли его многочисленные ученики. И сегодня приходят к УЧИТЕЛЮ благодарные несвижане, дети и внуки тех, кого учил Артемий Петрович.
Светлая память…
В реке Времени многое теряется безвозвратно: подробности биографии, жизненные факты, возможность что-то уточнить, понять, дополнить… Но остается ПАМЯТЬ (от древнерусского “мнить”, “думать”). Мы думаем о человеке и за скупыми строками биографии видим величину и значимость его жизни.
Все начинается с учителя…
Е.А.Мацель, преподаватель колледжа